В какие технологии инвестируют логистические компании. Часть I

Заказчики требуют от логистов быстро доставлять заказы, быть гибкими и прозрачными. Прессинг вынуждает их внедрять технологии. И логисты готовы платить, но за быстрый результат, а не за светлое будущее, считает Артем Марчук, гендиректор «Точка-Точка»
shutterstock_1422343709

В ежегодном опросе компании Deloitte и Mitsubishi Heavy Industries — The 2019 MHI Annual Industry Report — среди самых перспективных трендов мировой логистики на ближайшие годы перечислены:

  1. автоматическая идентификация и сенсоры;
  2. ИТ-инструменты для оптимизации;
  3. предиктивная аналитика;
  4. роботизация и автоматизация;
  5. интернет вещей (IoT).

Из опроса, в котором приняли участие руководители более тысячи компаний — лидеров транспортной отрасли, следует, что 57% игроков глобального логистического рынка намерены вложиться в эти технологии в ближайшие два года. Каждая из компаний готова потратить на них более $1 млн. В сравнении с аналогичным отчетом 2018 года показатели инвестиционной привлекательности ИТ-решений выросли на 10%.

Российские транспортные компании пока смотрят на цифровизацию с осторожностью. Технологии для отечественной отрасли — это в основном платформы и системы управления автопарком. Согласно исследованию консалтинговой компании EY «Обзор отрасли грузоперевозок в РФ», проведенному в 2019 году, из 24 транспортных и логистических компаний:

  • 71% готов внедрять платформенные решения;
  • 64% готовы внедрять технологии, позволяющие в режиме реального времени передавать информацию о местонахождении, рабочем состоянии, расходе топлива и возможных неисправностях техники;
  • 29% рассматривают возможность инвестирования в big data и предиктивную аналитику;
  • 17% намерены использовать блокчейн в среднесрочной перспективе;
  • 13% видят будущее в практическом применении беспилотников и роботизированной складской техники.

Какие инновации «Индустрии 4.0» взял на вооружение российский логистический рынок? Во что инвестируют логисты и какие преимущества получают? Предлагаю детально рассмотреть наиболее распространенные и перспективные технологии.


Платформенные решения
Что это. Платформенные решения позволяют транспортным операторам и логистическим компаниям:

  • упростить документооборот — вести бухгалтерскую отчетность, обрабатывать и хранить документы;
  • автоматизировать планирование маршрутов;
  • эффективнее управлять складским пространством.

Кроме того, платформенные решения объединяют отправителя груза, перевозчика и получателя, устраняя необходимость в посредниках — агрегаторах информации о перевозке.

Платформенные решения также становятся основой для межотраслевого взаимодействия. Ведь каждым из них пользуется не одна, а сразу несколько компаний. Это создает условия для роста конкуренции, повышения прозрачности и эффективности рынка.

Интересно, что одним из главных драйверов такой «платформизации» выступает государство с проектом Цифровой платформы транспортного комплекса (ЦПТК). ЦПТК начнет функционировать уже в 2020 году. Система объединит существующие платформы и установит единые информационные стандарты для всех игроков рынка для дальнейшего развития бесшовной мультимодальной логистики, когда этапы доставки могут быть глубоко автоматизированы и выполняться без административных задержек.

Зачем это нужно. Собственная платформа для автоматизации бизнес-процессов — удобный инструмент для отдельно взятой компании. Он решает целый спектр задач. Однако разработка платформы стоит довольно дорого. Например, создание TMS-системы с интегрированной бухгалтерией обойдется в $200–300 тыс.

Небольшие компании могут подключаться к глобальным цифровым сервисам, созданным крупными игроками. В этом случае они получают доступ ко всем необходимым digital-инструментам: системе комплексной автоматизации логистики, программам управления временными интервалами поставок и двором склада, отслеживанию движения транспорта онлайн. Подключение к большинству сервисов бесплатно. За доступ к другим компании платят индивидуальную цену, которая зависит от объемов перевозок и их потребностей.

Телематика, ERP и системы управления автопарком
Что это. Автоматизация транспорта — одна из наиболее востребованных технологий среди логистических компаний сегодня. Почти на всем грузовом и пассажирском транспорте установлены системы телематики. Причем автоматизация идет на уровне производства: по данным компании MAN, 76% новых автомобилей оснащаются датчиками уровня топлива, мониторинга и определения геолокации, а весь без исключения грузовой транспорт — тахографами и системами ЭРА-ГЛОНАСС, «Платон».

Автоматизация автопарка не ограничивается телематикой. Для управления транспортными средствами (ТС) используются маршрутизаторы заказа, мобильные приложения для водителей, позволяющие в режиме реального времени оптимизировать маршрут и координировать его с диспетчером. Отдельное место занимают ERP-системы (системы планирования ресурсов предприятия), благодаря которым перевозчик может управлять отгрузкой, интервалами поставок, движением транспорта, планированием маршрутов и документооборотом в системе «одного окна».

Зачем это нужно. Большинство систем управления автопарком, по данным «Российской газеты», окупается в течение трех—шести месяцев после внедрения и позволяет сокращать транспортные расходы на 15%. Причем технологии автоматизации доступны практически всем: даже ИП с двумя грузовиками может установить на автомобили телематические датчики и следить за рациональностью использования ТС.

Системы управления парком работают сразу в нескольких направлениях. Они позволяют:

  • отслеживать и сокращать расход топлива;
  • анализировать эффективность автопарка и лучше распределять нагрузку между автомобилями;
  • контролировать соблюдение скоростного режима и условий перевозки;
  • предотвращать поломки и снижать расходы на капремонт транспорта за счет статистического анализа данных, получаемых с датчиков.

К примеру, ГК «Деловые линии» использует для автоматизации грузоперевозок TMS, позволяющую управлять автопарком из 4 тыс. машин. Система помогает оптимизировать издержки: сократить расход топлива, повысить контроль над техническим состоянием транспорта и соблюдением режима труда и отдыха. С помощью TMS компании удалось сократить простои транспорта минимум на 7%, а перепробеги машин — примерно на 5%.

Группа компаний AsstrA в Западной Европе управляет цепочками поставок с помощью собственного решения — AsstrA Supply Chain Visibility. Оно позволяет автоматически в режиме реального времени получать данные о местонахождении ТС с расчетом сроков его прибытия.

Статья подготовлена порталом https://pro.rbc.ru/