Складская логистика на пороге изменений

В последние годы Казахстан начал активно развивать свой потенциал как транзитный коридор, связывающий Азию и Европу. Особое развитие стали получать транзитные перевозки автомобильным и авиатранспортом. Данный факт связан с ограниченной пропускной способностью железной дороги.

По итогам 2018 года перевозки грузов всеми видами транспорта (грузопоток) в Казахстане составил 4 104 млн тонн. На долю автомобильного транспорта приходится 82% перевозок грузов в Казахстане, на долю железнодорожного транспорта - 9,7%, на долю трубопроводного – 6,9%.

Средний годовой прирост грузоперевозок за последние 4 года составил 3%, прогнозируется рост 7%до 2022.

e1e372924da15ce6e2b514e330dc3b0f-small
 

В 2018 году совокупный доход от перевозки ж/д, авто и воздушного транспорта составил 938 млрд тенге. Так, доход от перевозки ж/д составил 772 млрд тенге, в то время как доход от авто- и авиаперевозок достигал 149 млрд и 7 млрд тенге соответственно. Несмотря на то что наибольший доход наблюдается в сфере ж/д перевозок, лидером по росту за последний год является автотранспорт – 33% прироста в 2018 году, против 12% у ж/д.  При этом ожидается, что в ближайшие пять лет наиболее активный среднегодовой рост произойдет в сфере авиаперевозок и составит 16%, автотранспорт – 8%.

74f09c9e22c3bee0c93d9b54a07ffc5e-small
Анализируя грузовые перевозки в натуральном выражении (4 104 млн тонн) по регионам в 2018 году, стоит отметить, что основными регионами с наибольшим объемом грузоперевозок являются Карагандинская и Восточно-Казахстанская области с показателями 20% и 15% соответственно. Стоит отметить, что тройка лидеров состоит полностью из регионов, специализирующихся на добыче ресурсов. Данный факт свидетельствует о низком уровне развития производства отечественной продукции.

32d173e28f0f262289342405510d4cda-small
 

При этом всего 3 региона осуществляют грузоперевозки воздушным транспортом, из которых лидером является Нур-Султан, через который проходит до 88% от общего объема. Также в тройку входят Алматы и Западно-Казахстанская область с 9% и 3% соответственно.

Казахстан занимает географически выгодное месторасположение и обладает высоким транзитным потенциалом. Не менее важным фактором в развитии потенциала транзитного коридора является складская логистика. Одним из важнейших факторов является обеспеченность страны качественными 3PL-операторами, которые могут оказать полный спектр услуг, соответствующий всем международным стандартам.

Складская логистика

Строительство складских помещений проходит в рамках реализации 65о шага «Плана нации – 100 конкретных шагов» - «Интеграция Казахстана в международные транспортно-коммуникационные потоки».

Согласно анализу компании Baker Tilly, на конец 2018 года общая площадь складских помещений составляет 4,17 млн кв.м. Таким образом, в Казахстане коэффициент обеспечения населения складскими помещениями на 1 000 жителей составил 227 кв. м, что значительно меньше, чем в Европе, где данный показатель достигает 420 кв. м. В 2018 году в Казахстане наблюдается дефицит 3PL-операторов, предоставляющих полный комплекс логистических услуг, особенно в северных регионах страны.

Наиболее высок спрос в данный момент на склады класса «А». В прошлом году совокупный объем складских площадей класса «А» составил 562 тыс. кв. м, из которых 426 тыс. кв. м расположены в городе Алматы. На долю городов Нур-Султан и Шымкент приходится 20,6% и 3,6% соответственно.

Потенциальная емкость рынка складских помещений составляет 7,73 млн кв. м. Исходя из этого можно сделать вывод, что в Казахстане наблюдается нехватка качественных складских помещений. Крупные складские комплексы Казахстана обслуживают потребности внутреннего рынка республики и не участвуют в обслуживании транзитных потоков через Казахстан, так как в этом нет необходимости. Обслуживание транзитных потоков ограничивается обработкой контейнеров в приграничных контейнерных терминалах и перевозкой. Ожидается, что в Казахстане в ближайшие годы склады класса «А» начнут постепенно внедрять систему 4PL-услуг, в то время как склады класса «В» начнут внедрять систему 3PL- услуг.

Логистический сектор является своеобразным показателем экономического состояния страны. По степени загрузки складских помещений можно судить об уровне торговли, так как весь импорт и экспорт проходит через них. Так, в период с 2015 по 2019 средняя заполняемость складских помещений класса «А» в Алматы составила 76%, в то время как в Нур-Султане данный показатель достигал всего 57%.  При этом средняя ставка аренды в данных городах находилась на примерно одном уровне. Так, цена за палето-место в Алматы составляла 1 442 тенге, в то время как в Нур-Султане – 1 433 тенге.

73ec5df58fa01c6f360d4f773203379c-small
 

В данный момент в Казахстане существует необходимость развития складской логистики для обслуживания продуктового ретейла, которая поспособствует ускоренному росту торговых сетей в регионах и снижению неорганизованной торговли продуктами.

В 2018 году в Казахстане 50% складов было занято товарами дистрибьюторских компаний, в то время как в России данный показатель составляет 35%. Таким образом, можно отметить, что существующие логистические операторы нацелены на дистрибьюторов и оптовиков, имеющих оборачиваемость 40-45 дней. В более развитых странах 3PL-операторы нацелены на работу с продуктовым ретейлом и компаниями, занимающимися электронной коммерцией. Расходы на логистику в Казахстане сравнительно велики и в разы превышают их уровень в развитых странах. Так, в Казахстане доля логистических издержек может достигать 25% от стоимости конечной продукции, в то время как среднемировой показатель находится на уровне 11%.

558757989cec22a2c09b08334c35b2b2-small
 

Основная проблема складов класса «А» заключается в том, что многие из них предоставляют ограниченный спектр услуг, не покрывающий весь сервис 3PL. Таким образом, затраты по логистике в компаниях растут, что приводит к росту цен на конечную продукцию. Также в Казахстане существует острый дефицит на высококлассные склады почти во всех регионах страны. Но, несмотря на это, Казахстан продолжает успешно развивать стратегию «Новый шелковый путь». За последние годы прирост по объему грузоперевозок значительно увеличился, что свидетельствует об успешной реализации данного проекта и наличию потенциала развития данной отрасли.

Данный аналитический обзор был подготовлен компанией Baker Tilly Qazaqstan Advisory.